Сохранить надежду бывает нелегко. Когда уже 60 дней идёт война, трудно сохранить надежду. Когда в канун Пасхи, с «поздравлением», высокоточным оружием поражают самый обычный дом в спальном районе Одессы, гибнут мирные жители, один из которых - трёхмесячный ребёнок, трудно сохранить надежду. Когда не видно конца и края всей боли и скорби, трудно сохранить надежду. Речь вовсе не о попытках выдавать желаемое за действительное, речь не о позитивном мышлении. Нам нужна настоящая, действенная надежда которая поддержит нас в самые трудные времена.
Недавно я прочёл роман Ремарка «Искра жизни». Это история о заключённых в концентрационном лагере. Действие происходит весной 1945 года. Это последние недели войны, войска союзников уже на подходе, немецкие города все чаще бомбят, но лагерь продолжает функционировать. Находящихся в лагере, давно перестали принимать за людей, причём они сами себя таковыми уже не считают. День за днём попытки удержаться в этой жизни, не опустить руки и устоять, становятся всё слабее. При этом самые простые радости жизни: лишнее мгновение отдыха, чья-то улыбка, рукопожатие, небольшой кусочек еды, сон, в принципе возможность двигаться, дышать обретают огромную ценность. Остаться человеком в таких условиях кажется практически невозможным и уж тем более невероятна мысль о том, чтобы остаться в живых.
Книга называется «Искра жизни», потому что маленькая искра не позволяет погаснуть едва тлеющему огню надежды, который еще теплится в сердцах и душах некоторых узников лагеря смерти. В этом лагере, среди тысяч других, были мужчина и женщина, которые познакомились в лагере. У этих двоих было то, что помогало не погаснуть слабой искре надежды - белый домик на холме, за контрольной полосой. Этот домик стоял посреди деревьев и казался неуязвимым. Они загадали, что пока этот домик цел и невредим, все у них будет хорошо. Они останутся в живых и будут спасены.
И вот лагерь освобожден. Спустя время, немного окрепнув, они покидают лагерь, взбираются на холм и находят тот самый дом на который смотрели с такой надеждой.
«Сад стоял в цвету. Но, приблизившись к дому, они увидели, что прямо за ним взорвалась бомба. Она разрушила всю заднюю часть постройки. Целым и невредимым остался лишь фасад. Сохранилась даже резная наружная дверь. Они открыли ее. Но она вела к груде обломков.
— Значит, он никогда и не был домом. Все это время…
— Хорошо, что мы не знали об этом.
Они молча смотрели на то, что так долго считали домом. Все это время они верили, что пока он стоит, у них тоже все будет хорошо. Они верили в иллюзию. В руину с уцелевшим фасадом. В этом была и ирония, и какое-то странное утешение. Эта иллюзия помогла им выжить, а остальное не имело значения». [1]
Эта иллюзия помогла им выжить, сохранить надежду… Насколько же несравненно больше наша Надежда, имя Которой - Христос, потому что это не иллюзия, а невероятная реальность. Христос воскрес! Вот она реальность! Печали и горе сменяются надеждой когда мы верой, всем сердцем, ищем воскресшего Спасителя.
«Не бойся, Я – Первый и Последний, Я жив! Я был мертв, но вот, Я навеки жив! У Меня ключи от смерти и ада!»[2]
«Не удивляйтесь этому, потому что настанет время, когда все, кто находится сейчас в могилах, услышат Его голос и выйдут из могил. Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение».[3]
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».[4]
«Иисус сказал ей: – Я – воскресение и жизнь. Тот, кто верит в Меня, если и умрет – оживет, а кто живет и верит в Меня, тот никогда не умрет. Ты этому веришь?»[5]
Христос воскрес и победил сатану, грех и саму смерть. Христос воскрес и потому у нас есть реальная, а не иллюзорная надежда. Нам нужно молиться, искать Господа верой, чтобы эта Надежда, как солнечный свет пронзила самые мрачные тучи боли, отчаяния и горя, которые наполнили весь наш жизненный горизонт. Пусть Господь поможет нам в этом.
[1] Эрих Мария Ремарк. Искра Жизни.
[2] Откровение 1:17-18
[3] Иоанна 5:28-29
[4] Откровение 21:4
[5] Иоанна 11:25-26